"Как не влюбиться?!" Сергей Яковлев дал интервью NewsNN

64

Глава минтуризма Нижегородской области Сергей Яковлев дал интервью NewsNN. Чиновник рассказал о гастрономическом и промышленном туризме, описал среднестатистического гостя региона, поделился профессиональной мечтой и не только.

— Нижний Новгород стал «Молодежной столицей России». Какого туристического эффекта ожидаете от этого события?

— С точки зрения туризма, думаю, не совсем корректно считать туристический эффект «Молодежной столицы» для Нижнего Новгорода. Последние несколько лет в Нижегородской области проводится комплексная кампания по развитию сферы гостеприимства и продвижению туристского потенциала.

Первый маховик заработал благодаря Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Это был мощный импульс, когда нижегородцы вместе с многочисленными болельщиками и туристами из разных стран открыли для себя гостеприимный город на Волге. Затем обширная программа 800-летия Нижнего Новгорода: инфраструктурные изменения, новые общественные пространства, перезагрузка культурной жизни, развитие делового и событийного туризма, яркий зимний сезон в статусе «Новогодней столицы России». Но на этом не все! Дальше не менее яркий 2022 год и статус «Столицы детского туризма», а теперь в 2023 году новое направление — «Молодежная столица России». Согласитесь, туристический эффект следует считать в комплексе.

А он действительно впечатляет: мы ставим рекорд по туристическому потоку — по данным операторов мобильной связи в 2022 году Нижегородскую область посетило более 3,9 млн человек.

— Но у Росстата цифра меньше. Можете это объяснить?

— Росстат считает исключительно тех людей, которые разместились в коллективных средствах размещения. Если турист разместился на более чем одни сутки в гостинице — гостиница сдает данные по миграционному учету, а также включает его в статистическую форму Росстата.

Однако турист может выбрать индивидуальное средство размещения: например апартаменты, гостевой дом, коттедж. Чтобы учитывать поток в данном сегменте, а он сейчас пользуется определенной популярностью у туристов, мы используем данные мобильных операторов и банков. Они дают нам тепловую карту. Человек, который находился в Нижегородской области более 24 часов, но не более трех месяцев, считается туристом. При этом мы исключаем транзитные поездки и трудовую миграцию, например тех, кто перебрался в Москву и возвращается в регион на выходные.

 

— Можете составить портрет туриста в Нижегородской области?

— По относительной доле сейчас это женщина в возрасте от 20 до 25 лет, готова тратить 10-15 тысяч рублей в сутки, живет в трехзвездочной гостинице, любит вкусную еду, в ее интересы входит классическое изобразительное искусство, остановилась на два дня.

Если раньше к нам приезжали в основном туристы 40+, то сегодня — от 20 до 45 лет. Самый динамичный возраст, который готов путешествовать и тратить. При этом политика региона такова, что мы рады любому гостю. Наш лозунг: Нижегородская область — 100% настоящая Россия.

— Какой туристический поток ожидается в Нижегородской области в 2023 году?

— Как я уже говорил, в регионе реализуется комплексное развитие сферы гостеприимства и продвижение туристского потенциала. Учитывая эффект от проводимых мероприятий по итогам 2023 года, прогнозируем порядка 4,5 млн гостей.

— А гостиницы к этому готовы?

— Гостиницы города в среднем по году имеют загрузку 80%, в пиковые дни — 100%. Проведенные мероприятия позволили перестроить систему нижегородского гостеприимства. Сейчас гостиничный бизнес понимает потребности клиентов и работает в тесной взаимосвязи друг с другом.

Что же касается номерного фонда, то мы открыто говорим, что в регионе существует потребность в новых категорийных номерах, глемпингах и других средствах размещения.

Мы уже ввели три новые гостиницы, будем вводить еще. Готовим новые меры поддержки для повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

— Цены на отдых в Нижегородской области растут?

— Средний чек туриста вырос примерно на 50%. На рост повлияли расширение туристических возможностей региона, а именно появление новых объектов показа, турпродуктов, сервисных предложений: экскурсии на гольфкарах, прогулки на водном транспорте, экскурсионный трамвай и т. д. Кроме того, увеличилась продолжительность пребывания туристов в регионе. Не секрет, что мало одного дня, чтобы побывать во всех знаковых местах города, а с учетом области — непременно, нужно вернуться еще и не раз. Это тоже влияет на общую стоимость путешествия.

Также не стоит забывать о динамическом ценообразовании на рынке, когда цены на последние номера или последние билеты существенно отличаются от первоначальных.

— Когда кластер «Арзамас — Дивеево — Саров» будет окончательно готов?

— Арзамас-Дивеево-Саров — это духовный и культурный центр России, связанный с известным именем преподобного Серафима Саровского. Это огромный во всех смыслах проект, призванный вывести паломнический туризм на принципиально новый уровень. Реализация проекта предусматривает 52 мероприятия, которые включают реставрацию епархиальных объектов, развитие дорожного хозяйства и транспорта, ЖКХ, сохранение объектов культурного наследия, экологические проекты, а также мероприятия в области образования и культуры.

Основные работы планируется завершить к 2025 году, но сам кластер будет развиваться и дальше. Первоначальный акцент был сделан на обеспечивающей инфраструктуре, дальше — реализация туристических проектов, совершенствование сервиса и т. д.

— Саров планируется открыть для туристов?

— Мы действуем из сложившихся условий. Сейчас в силу своего статуса Саров — это закрытый город. Но это город со значительным потенциалом, поэтому наша задача донести его до туристов и паломников. Современные технологии позволяют сделать это без непосредственного присутствия на месте.

— Какие-то подобные масштабные туристические проекты планируется реализовать в регионе?

— Этим летом запускаем первую очередь индустриального туристического Шухов-парка в Выксе. Проектом предусмотрено создание интерактивного промышленного музея, посвященного истории металлургического производства, сохранение объектов культурного наследия промышленной архитектуры, устройство развлекательно-рекреационной зоны. Уникальность проекта также заключается в переносе на территорию нового парка объектов культурного наследия федерального значения: водонапорной башни и свода листопрокатного цеха, построенных по проектам Шухова, которые в настоящий момент находятся на территории действующего производства и недоступны для туристов.

Также в текущем году завершаются работы по берегоукреплению Волги в районе Городца. Это, по сути, продление набережной города. Проект реализуется в рамках кластера «Ока-Волга», направленного на модернизацию причальной инфраструктуры и развитие круизного туризма.

— А туристический сбор планируется вводить?

— По федеральному законодательству сейчас в ряде регионов России, в том числе на Алтае, в Крыму, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, предусмотрена возможность введения курортного сбора. Нижегородская область в данном пилотном проекте не участвует. Дополнительно законодатели прорабатывают возможность наделения регионов правом введения туристического сбора, предусматривающего своего рода компенсацию за пользование туристами местной инфраструктуры. В некоторых случаях подобная мера может быть полезной, в первую очередь, для сохранения сложившейся экосистемы, однако пока в Нижегородской области введение туристического сбора не планируется.

— Развивается ли в Нижегородской области гастрономический туризм?

— Да, развивается динамично. Мы единственный регион, в котором общепит передан в сферу туризма. Людям нравится пробовать что-то вкусное, новое. Есть продукты, произведенные в Нижегородской области, которые обязательно стоит попробовать. Это сыр из Починок, а также из частных сыроварен, мороженное, которое производят несколько фабрик. Почти каждый турист увозит из Нижегородской области городецкий пряник.

В регионе уже несколько лет подряд проходит кулинарный фестиваль «Арзамасский гусь». В 2022 году прошли такие фестивали как «Гастрономическая Рождественская», «Да, шеф!», которые собрали тысячи гостей со всей России. Данные мероприятия стали визитной карточкой региона.

Для развития туристической привлекательности Нижегородской области в сфере гастрономического туризма в октябре 2022 года заключено соглашение о сотрудничестве с Национальной ресторанной премией Wheretoeat. 

— А что можете сказать по поводу промышленного туризма?

— Промышленный туризм региона — это порядка 50 предприятий промышленного туризма по различным отраслям, в том числе: металлургическая, пищевая, химическая, энергетическая, лесная, авто-, авиа-и судостроение, отрасль народных художественных промыслов. Объем туристско-экскурсионного потока в сегменте промышленного туризма в регионе сейчас составляет более 70 тысяч человек в год.

В 2022 году Нижегородская область в числе восьми регионов выступила наставником в программе «Открытая промышленность». Еще более чем на 10 предприятиях внедрены экскурсии, дегустации, мастер-классы и другие интерактивные программы для туристов.

— Есть ли у вас любимые места в Нижегородской области?

— Одновременно простой и в то же время, пожалуй, сложный вопрос. Посещая очередной уголок нашей области, каждый раз удивляюсь, как же уникален наш край.

Главная точка притяжения туристов — это Нижний Новгород. Как можно не влюбиться в город? Здесь множество туристических маршрутов, различные музеи, третья по величине коллекция русского искусства в мире, картина Константина Маковского «Воззвание Минина». А как прекрасен нижегородский кремль и старинные купеческие улицы... 

А сколько эмоций от посещения города резных наличников и печатных пряников Городца с его музейным кварталом и «Городом мастеров» или знаменитой хохломской росписи в Семенове!

В Выксе поражает, как в цехах из металла отливают колеса для железнодорожных составов, а на улицах создают произведения стрит-арта. В Чкаловске испытываешь гордость за подвиги Чкалова и восхищаешься изобретательностью Алексеева.

Можно продолжать до бесконечности… Обычно на такие вопросы советую всем начать путешествовать по Нижегородской области, у нас действительно есть на что посмотреть!

— Когда Нижний Новгород станет туристической столицей России?

— Нижегородская область сейчас занимает шестое место в Национальном рейтинге туризма. Учитывая потенциал наших столиц Москвы и Санкт-Петербурга, курортные потоки Краснодарского края и Крыма, а также положение и инфраструктуру Подмосковья, — шестое место сродни первому. Но это не значит, что можно остановиться. Наоборот, это хороший импульс двигаться дальше.

Что же касается вопроса туристической столицы — то в стране, занимающей 1/6 части суши со всем ее природным, культурным, этнографическим разнообразием, должно быть такое же разнообразие и «туристических столиц».

Фото: newsnn.ru